Деятельность преподавателя в системе дистанционного обучения

Преподаватель несет ответственность за качество обучения своих учащихся, и, соответственно, необходимо быть хорошо подготовленным к процессу преподавания методически и содержательно, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, не говоря уже о том, что он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения учебного процесса в виртуальной среде. 

При подготовке преподавателя для работы в системе ДО необходимо научить его методике преподавания как совокупности приемов, методов ДО по отдельным дисциплинам на всех уровнях образования, а также методам проведения отдельных видов дистанционного контроля, лабораторных и практических занятий.

В виртуальной среде традиционные требования к преподавателю значительно трансформируются. Например, при проведении виртуального семинара или консультации по электронной почте становится сложным проявить суггестивные и перцептивные способности: при обучении психологов или медиков обучить техникам гипноза, техникам завоевания доверия, удержания внимания аудитории, поскольку даже через веб-камеру невозможно встретиться глазами с собеседником; пояснить словами запах горького миндаля, вкус острого перца, разряд электрического тока. В этом состоит ограниченность возможностей ДО. Эти особенности нужно принимать во внимание при разработке курса преподавателем.

Традиционная педагогическая техника становится ненужной педагогу (или сильно деформируется), особенно невербальные средства общения: экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика и т. д.), такесика (рукопожатие, прикосновение и т. д.), проксемика (ориентация, дистанция), просодика и экстра-лингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, смех и т. д.). Частично это может быть востребовано при проведении вебинаров и видеоконференций, что при обучении в формате ДО проводится редко, если учесть, что ДО выбирают обучающиеся, у которых в силу обстоятельств нет возможности систематически в назначенный час выходить на связь с педагогом. Но важно понимать, что при ДО должна остаться главная функция преподавателя – управление процессами обучения, воспитания, развития.

Настораживает, что при обучении в сети Интернет может ослабиться воспитательная функция преподавателя. При виртуальном обучении преподаватель несет существенно бóльшую физическую и психологическую нагрузку, чем преподаватель в традиционной системе.

При ДО происходит смена ведущего сенсорного канала на визуальный, что следует учитывать преподавателю при создании наглядного материала и использовании его на занятии. Для ДО характерны жесткий режим общения, задаваемый условиями онлайн, необходимость проявления быстрой реакции, лаконичности в высказываниях, четкой логики построения мысли. Виртуальное общение порождает новые отношения, участники могут принимать новые социальные роли, на первый план выходит интеллект, поскольку эмоции, мимика, жесты практически отсутствуют. Стираются авторитеты, легче задать вопросы, чем при очном общении, виртуальное общение способствует большей открытости.

Обучающийся при ДО испытывает противоречивые чувства:

– психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде;

– изолированность и одиночество;

– ощущение пренебрежения;

– желание скрыть истинные чувства, надеть «маску». Он может неадекватно интерпретировать материал, создать образ виртуального собеседника.


Перед дистанционным преподавателем стоит ряд педагогических задач:

• обучить учащихся преодолению информационных барьеров;

• обучить сетевому этикету;

• повысить мотивацию обучаемых;

• создать благоприятный психологический климат и комфортные условия обучения;

• осуществлять непрерывный мониторинг учебного процесса.


Опросы практикующих дистанционных учителей позволяют создать систематизацию проблем, которые они решают в ходе своей педагогической деятельности (табл. 1).



На основе анализа видов деятельности были составлены требования к квалификации преподавателя для работы в системе ДО в виде проекта профессионального стандарта «Педагогическая деятельность в области дистанционного обучения». На базе квалификационных требований сформулированы компетенции дистанционного преподавателя.

В рамках трудовой функции «Организация дистанционной учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) образовательных программ» к числу основных компетенций преподавателя для работы в системе ДО следует отнести:

– компетенции методического проектирования учебного процесса посредством построения моделей дистанционного обучения;

– компетенции разработки различных видов организационной документации для проведения дистанционного курса с учетом используемых форм и средств;

– компетенции разработки электронного контента, включая различные виды педагогического контроля в системе ДО, проектирования системы дистанционной оценки качества контрольных заданий, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля в процессе ДО.

В рамках трудовой функции «Дистанционное преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по образовательным программам» к числу основных компетенций преподавателя следует отнести:

– компетенции владения формами организации дистанционного обучения, методами, использованием адекватных им средств коммуникаций на практике;

– компетенции проведения дистанционного контроля обучающихся;

– компетенции проведения учебных мероприятий с учетом психологических особенностей поведения обучающихся в виртуальной среде;

– компетенции организации и проведения рефлексии и анкетирования дистанционных обучающихся;

– компетенции организационной деятельности при ДО, в том числе умение анализировать учебную ситуацию, ориентироваться в этических нормах взаимоотношений дистанционных преподавателей и обучающихся;

– компетенции самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (социальные сети, виртуальные профессиональные сообщества, электронные библиотеки, LMS, виртуальные миры, технологии WEB 2.0 и др.), способности оценивать собственные профессиональные возможности в области совершенствования ДО, навыки самоорганизации.

Организационно-педагогическое обеспечение подготовки преподавателя для работы в системе ДО, помимо требований к его квалификации и перечня компетенций, включает модель курса повышения квалификации и описание этапов его проведения.

   

Последнее изменение: Среда, 13 Июнь 2018, 20:26