Это полезные понятия, взятые из научных исследований педагогики вообще, сконденсированные в простой список, который мы подаем под кличкой «социальный конструктивизм».
1. Каждый из нас – потенциальный преподаватель и ученик: мы оба действительно находимся в среде сотрудничества.
Очень важно осознать и помнить это.
Я думаю, эта точка зрения поможет нам соблюсти должную скромность преподавателей и перебороть (вполне естественную!) тенденцию, чтобы опереться на всю вашу историю и занять почтенную позу «мудрого источника знаний». Это поможет держать глаза открытыми на возможности позволить другим участникам нашей учебной ситуации поделиться с нами их идеями, и подвигнуть нас тщательно выслушивать и задавать хорошие вопросы, чтобы извлечь больше из других. Я обнаружил, что мне необходимо постоянно напоминать себе об этой точке зрения, особенно когда культура ситуации подталкивает меня к центральной роли (как сейчас!).
2. Мы учимся особенно хорошо, что-то создавая или объясняя что-нибудь другим.
Удивительно, но до сих пор онлайн-обучение – это лишь представление статичной информации, дающее студентам мало возможностей практически осуществить действия, которым они обучаются.
Для большинства из нас это, по существу, «изучение на практике» и довольно очевидно, но всё же стоит напоминать себе об этом.
Особенно важно, что обучение происходит лучше, когда вы объясняете и презентуете корреспонденции, проекты, задания, истолкования и т.д. для понимания другими. В такой ситуации ваши персональные «претензии» много выше, намного самокритичнее и обдуманнее, что усиливает изучение. Сеймур Пейперт (изобретатель Лого) превосходно описал процесс конструирования чего-то для других как очень мощный опыт обучения, и в самом деле, этот способ мышления восходит ещё к Сократу и даже ранее.
3. Мы много познаём, просто наблюдая за действиями других.
Главным образом, это о «культуре классной комнаты» или обучение осмосом (впитыванием). Люди способны наблюдать за другими и постигать, что следует делать в данной ситуации, по внешним сигналам от других.
Например, если вы окажетесь в лекционной аудитории, где каждый сидит на своём месте, лицом вперёд, спокойно слушает преподавателя и делает записи, то весьма вероятно, что вы будете делать то же самое, не правда ли?
Однако, если вы в менее строгом классе, где люди постоянно задают вопросы, тогда, вероятно, вы будете делать так же. Делая так, вы будете обучаться как самому учебному предмету, так и мета предмету того, как происходит обучение из прослушивания дискуссий ваших сверстников и типов вопросов, которые задавались, ведущего к более богатому многомерному погружению в обучение
4. При понимании контекстов, обстоятельств у других, мы можем передавать знания более эффективно (конструктивизм).
Как вы, возможно, знаете из своего опыта, совет от наставника или друга может обеспечить лучший, более быстрый и полезный результат обучения, чем при выслушивании кого-то, кто вас не знает, и произносит речь перед сотней людей.
Если мы понимаем уровень подготовки людей, с которыми беседуем, то можем подстроить наш язык и наше объяснение концепций так, чтобы аудитория лучше воспринимала это. Вы можете выбрать метафоры, которые, вы знаете, будут понятны аудитории. Вы можете использовать жаргон там, где он поможет, или избежать жаргонных словечек, когда это помешает.
И опять-таки это вполне базисная идея – каждое руководство по публичному выступлению говорит о знании вашей аудитории – но применительно к онлайн-обучению это особенно необходимо помнить, поскольку мы зачастую не встречаемся персонально с этими людьми и не имеем доступа ко многим визуальным и речевым сигналам от них.
5. Среда обучения должна быть гибкой и адаптивной, чтобы она могла быстро откликаться на потребности участников обучения
Всё сказанное выше означает, что если вы как куратор обучения хотите получить преимущества от ваших растущих познаний об участниках, давая им подстроенные к ним возможности разделять идеи, задавать вопросы и выражать их знания, то вам необходима гибкая во времени и пространстве окружающая среда. Если вы обнаружили, что ваши планы стоит выбросить, потому что ваши участники знают много меньше, чем вы ожидали, когда конструировали Курс, вы должны быть способны легко изменить план и добавить новые Действия, чтобы помочь каждому (или целой группе) справиться с ним. Кроме того, во время дискуссий могут появиться блестящие идеи по моделированию или чему-то ещё, и вы должны быть способны добавить их в Курс.
Это относится и ко времени: ваши участники могут находиться в разных часовых поясах или могут жить в том же самом часовом поясе, но иметь различное свободное время, так что вы должны быть способны предложить асинхронную деятельность, когда люди работают совместно, но в разное время.
Джейсон Кул из Открытого университета недавно назвал это как «Пять законов Мартина» (ха!), но в действительности они являются опорными понятиями: руководящими концепциями, которые я персонально нашёл полезными, когда мне необходимо принять решение в какой-нибудь образовательной ситуации. В частности, я нашёл их полезными для создания сообществ обучающихся.